Южно-Сахалинск
8 800 200-99-33
пн-пт 16:00-24:00сб-вс 17:00-24:00
ЕГЭ по биологии: как обойти «подводные камни» при подготовке к экзамену

Ко мне часто обращаются ученики и их родители с просьбой дать общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии, рассказать о специфике этого экзамена, помочь обойти возможные «подводные камни».
Первая и очень распространённая ошибка абитуриентов, готовящихся к ЕГЭ по биологии – это пренебрежительное отношение к школьным учебникам. У своих новых учеников я всегда спрашиваю: «Какие книги вы используете для подготовки к экзамену?». Названия каких только сборников и пособий (благо их сейчас в магазинах огромное количество) ни звучат! При этом крайне редко абитуриенты говорят о школьных учебниках. И совершенно напрасно! Помните, что все задания ЕГЭ составляют строго с учётом школьной программы! Поэтому начинать подготовку нужно как раз со школьных учебников по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии.
Ещё один серьёзный просчёт – это недооценка объёма необходимых знаний по данному предмету. Поверьте, он очень большой. Как только вы поймёте, что вам для поступления нужна биология, сразу начинайте к ней готовиться, лучше, в 10 классе, в крайнем случае, с начала 11го. Это касается как самостоятельной подготовки, так и занятий с репетитором. На практике происходит следующее. В феврале–марте число абитуриентов, которые хотят заниматься биологией и которым нужно сдавать экзамен в текущем учебном году, начинает стремительно расти. Причём многие сначала полагают, что заниматься один раз в неделю вполне достаточно, а на предложение проводить занятия чаще, недоумённо пожимают плечами. После нескольких занятий происходит осознание того, что, скорее всего, не удастся не только пройти весь курс, но даже не получится разобрать все ключевые и наиболее сложные темы. А времени до экзамена остаётся всё меньше. И начинается гонка: «А давайте, заниматься 2–3 раза в неделю. А можно приехать в выходной? А может быть проводить сдвоенные занятия?» Всё это, я, конечно, рассказываю, не для того, чтобы пожаловаться на тяжёлую долю репетитора. На самом деле позволить роскошь позаниматься с преподавателем всего несколько часов перед экзаменом, чтобы разобрать некоторые возникшие вопросы могут позволить себе только некоторые ученики школ с углублённым изучением биологии. Обычно знания по биологии у наших школьников, к сожалению, весьма поверхностны, а по разделу «ботаника» традиционно отсутствуют вообще. Так что делайте выводы.
Теперь о структуре экзамена и экзаменационных заданиях.
Задания ЕГЭ по биологии (как и по другим предметам) разделены на 3 части. Если при ответе на задания частей А и В ученик должен продемонстрировать только свои ЗНАНИЯ, выбрав верный вариант, то задания С требуют ЗНАНИЙ и умения ВЫРАЗИТЬ МЫСЛИ в письменной форме. Поэтому постарайтесь оставить на выполнение этих заданий как можно больше времени.
Ответы в произвольной форме должны быть изложены с максимальной чёткостью, так, чтобы их нельзя было истолковать двояко.

Вопрос:
Каковы различия в наборе органоидов в клетках животных и растений?

Возможный вариант ответа:
У растений в клетках есть пластиды, целлюлозная клеточная стенка и центральная вакуоль, у животных в клетках есть центриоли.
Однако лучше дать более подробный ответ и уточнить, что:
у растений в клетках есть пластиды, целлюлозная стенка и центральная вакуоль, В ЖИВОТНЫХ КЛЕТКАХ ВСЕ ЭТИ ОРГАНЕЛЛЫ ОТСУТСТВУЮТ, у животных в клетках есть центриоли, В РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖЕ КЛЕТКАХ ОНИ ОТСУТСТВУЮТ.
В данном случае не стоит бояться повторений.

Часто в ЕГЭ встречаются задания на знание конкретных представителей животного и растительного царства, и школьники оказываются абсолютно к этому не готовы. Они добросовестно учат, например, признаки семейства лилейные, но забывают посмотреть в конце главы, посвященной этому семейству, а какие собственно растения к нему относятся.
Вот несколько примеров подобных заданий:

Часть А.
Какие растения относятся к семейству розоцветные?
1) одуванчик и капуста; 2) вишня и груша; 3) томат и картофель; 4) горох и пырей.

Какое животное размножается почкованием?
1) белая планария; 2) пресноводная гидра; 3) дождевой червь; 4) большой прудовик.

Часть В. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят.
ОДНОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ
А) хлорелла; Б) хламидомонада; В) обыкновенная амеба; Г) инфузория-туфелька;
Д) дрожжи; Е) стрептококки
ЦАРСТВО
1)Бактерии; 2)Грибы; 3)Растения; 4)Животные

В некоторых случаях от ученика требуется знание строения определённых организмов:

У какого из перечисленных ниже растений развивается корневище?
1) ландыша; 2) мха; 3) подсолнечника; 4) тыквы.

Иногда нужно знать только принадлежность организма к определённой группе.
Вот пример вопроса, оказавшегося сложным для многих абитуриентов:

Митохондрий нет в клетках:
1) дрозда; 2) карася; 3) стафилококка; 4) мха.

А что же делать, когда слабо себе представляешь, как выглядят эти дрозд, карась и прочие, а уж про их митохондрии и подумать страшно?
На самом деле нужно успокоиться и… всё-таки подумать! Раз зашла речь о митохондриях, то это уже скорее цитологический вопрос. У каких вообще организмов нет митохондрий? Правильно, у прокариот! У них отсутствует оформленное ядро и все мембранные органеллы клетки. Теперь нужно найти среди перечисленных выше прокариотический организм. Дрозд – птица – эукариот, карась – рыба – эукариот, мох – растение – тоже эукариот. Верный ответ, стафилококк!

Иногда встречаются задания с пронумерованными рисунками, из которых нужно выбрать один, соответствующий названию какого-либо организма, указанного в вопросе. Т.е. от ученика в данном случае требуется не только знать, что, к примеру, дрожжи являются грибами, но и представлять себе, как они выглядят. Другой вариант иллюстрированного задания – рисунок, на котором некоторые детали отмечены цифрами, и их нужно подписать, иногда дать им какую-то характеристику. Как правило, это задания уровня С,
Рисунки встречаются почти в каждом варианте ЕГЭ. Часто они не очень хорошего качества. Тут опять нельзя не вспомнить обычные школьные учебник, в которых, как правило, бывает много рисунков и таблиц, чем чаще вы будете к ним обращаться, тем больше вероятность того, что рисунок из экзаменационного вопроса окажется для вас знакомым и понятным.
Кроме примеров конкретных организмов «подводным камнем» может оказаться вопрос на знание дат и фамилий, обычно это задания, связанные с разделами «анатомия человека» и «общая биология»:

Часть А. Р. Броун известен тем, что открыл:
1) клетку; 2) микроскоп; 3) ядро клетки; 4) митохондрии.

Часть В. Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности:
А) изобретение электронного микроскопа; Б) открытие рибосом; В) изобретение светового микроскопа; Г) утверждение Р. Вирхова о появлении каждой клетки от клетки; Д) появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена; Е) первое употребление термина «клетка» Р. Гуком.

В последнем задании от ученика вроде бы не требуют конкретных дат, но без их знания невозможно установить правильный порядок.
Для запоминания всего этого лучше выписывать все встреченные в учебнике даты и фамилии, а также примеры животных и растений из разных групп. Для организмов очень полезно записывать и краткую характеристику, например:
Ландыш майский.
Семейство лилейные. Многолетнее растение с длинным корневищем. Жилкование листьев дуговое. Плоды – сочные ягоды. Растение декоративное и лекарственное.

Вообще, в заданиях части В, часто встречаются такие, в которых необходимо расставить какие-то события или действия в определённой последовательности:

Определите правильную последовательность стадий развития и заражения человека свиным цепнем, начиная с яйца.
А) свинья; Б) яйцо; В) человек; Г) финна; Д) личинка.

В данных заданиях помимо знаний просто необходимы внимательность и сосредоточенность. Обязательно обратите внимание, с чего просят начать цепочку, в противном случае порядок букв в ответе будет нарушен, и этот ответ вам не зачтут.

В любом варианте ЕГЭ много вопросов из «общей биологии» (цитология, генетика, эволюция), поэтому при подготовке к экзамену следует обратить особое внимание на этот раздел биологии. Обязательно потренируйтесь в решении задач по генетике, есть несколько основных типов генетических задач. Если вы самостоятельно решите несколько задач каждого типа, то на экзамене у вас не возникнут проблемы с подобными заданиями. Чаще всего генетические задачи встречаются в части С (часто это задачи на наследование признаков, сцепленных с полом), но простенькие задания могут быть предложены и в части А, например:

При скрещивании томатов с красными и жёлтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина жёлтая. Каковы генотипы родителей?
1) АА х аа; 2) Аа х АА; 3) АА х АА; 4) Аа х аа.

Часто от абитуриентов приходится слышать, что заданий по ботанике в ЕГЭ мало, поэтому не стоит тратить на неё время. Действительно, на ботанические вопросы приходится не больше 10 – 12 % заданий, но, как правило, включены они в части В и С:

Часть В. Соотнесите признаки двудольных и однодольных растений. Признаки:
А) стержневая корневая система; Б) параллельное или дуговое жилкование листьев; В) сетчатое жилкование листьев; Г) развит камбий, древесина; Д) мочковатая корневая система; Е) камбия нет.
Класс растений:
1) однодольные; 2) двудольные.

Часть С. В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников? Назовите не менее трёх отличий.

Согласитесь, обидно терять по 2–3 балла на каждом задании, поэтому не советую игнорировать этот раздел биологии.

И последнее, учите биологические термины! Задания на знание терминов также встречаются практически в каждом варианте ЕГЭ:

Способ питания хищных животных называется
1) автотрофным; 2) миксотрофным; 3) гетеротрофным; 4) хемотрофным

Термины, как даты, фамилии и др., надо выписывать из соответствующих разделов (в первую очередь это «общая биология» и «ботаника») и заучивать.

Удачи на экзамене!

Косенко Яна
07.04.2010